Повышение компетенции родителей в вопросах включения ребёнка с ОВЗ в образовательную и социокультурную среду
Конференция: Современный детский сад
Автор: Маслина Светлана Владимировна
Организация: МБДОУ д/с № 100
Населенный пункт: Ростовская область, г. Таганрог
Актуальность темы:
Согласно п. 3.2.5. ФГОС ДО одним из условий, необходимым для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Согласно п. 2.4.3. ФАОП ДО организация взаимодействия педагогов МБДОУ с родителями должна быть направлена на повышение педагогической культуры родителей. Задача педагогов– активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка. Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку
Взаимодействие всех участников образовательного процесса направлено на разностороннее развитие ребенка, имеющего речевые нарушения, раскрытие его творческого потенциала с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья, на развитие детской одаренности, навыков адаптации к современному обществу и получение ребенком возможности полноценной организации своего свободного времени.
Педагог – психолог проводит обучающие семинары как для педагогов детского сада, так и для родителей детей, имеющих речевые нарушения.
Для детей с ТНР в нашем детском саду разработана дополнительная программа социально – педагогической направленности «Дары Фрёбеля», которая предусматривает использование в образовательном процессе одноименных игровых наборов.
Занятия с использованием игровых наборов «Дары Фрёбеля» стимулируют развитие компенсирующих способностей детей с ТНР, позволяют комплексно воздействовать на психику и речевую деятельность, способствуют воспитанию социально-активной личности, развитию самостоятельности, способности решать любые задачи творчески.
Во время таких занятий педагогами решаются такие задачи, как:
- формирование сенсомоторных умений и навыков, элементарных математических представлений;
- развитие высших психических процессов и мыслительных умений, основываясь на практическом опыте;
- развитие навыков игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- организации самостоятельной игровой деятельности у детей с ОВЗ.
При этом в работе с дошкольниками, используются разные формы и методы работы, охватывающие все образовательные области.
Этапы работы детей с речевыми нарушениями с игровым набором «Дары Фрёбеля»:
- Визуальное обследование «дара» как целого.
- Свободная игра ребенка с «даром».
- Обыгрывание модели и связь с предметным и социальным окружением.
- Совместная деятельность с педагогом
- Строительство по образцу или по схеме.
- Трансформация одного предмета в другой.
Учебный материал распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
В работе с детьми используются игры и упражнения, направленные на развитие памяти, логического мышления, социальных и коммуникативных умений, а также развитие зрительной памяти, зрительно-моторной координации и мелкой моторики рук.
На встречах с родителями специалисты детского сада не только дают рекомендации, консультируют по тем или иным вопросам, но и максимально вовлекают родителей в практическую часть работы, что в дальнейшем дает возможность закрепить успехи ребенка, полученные в ДОУ, дома. Организуются и проводятся мастер – классы, круглые столы, онлайн – встречи, родители становятся активными участниками образовательных проектов различной направленности.
Максимальное вовлечение родителей в образовательный процесс способствует повышению уровня их компетентности в вопросах включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социокультурную среду, что положительно сказывается на развитии компенсирующих способностей детей с ОВЗ, повышении уровня всестороннего развития детей с ТНР в соответствии с целевыми ориентирами ФАООП ДО и ФГОС ДО.
Список используемой литературы:
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».2019;
- Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие».
- 3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие».
- 4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие».
- 5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
- 6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Физическое развитие».